Моя педагогическая деятельность учителя географии направлена прежде всего на выявление наиболее эффективных методов развития географического мышления, формирования целостной картины мира у школьников. По моему мнению, этому способствуют такие приёмы как :
- Характеристика географического объекта по плану.
На моих уроках дети предлагают план характеристики страны, обсуждают его, добавляя или исключая пункты. А затем готовят презентации по данному плану. При демонстрации материала обучающиеся могут задавать уточняющие вопросы, на которые презентующий должен отвечать. После демонстрации материала он сам может задать несколько вопросов зрителям по материалу своей работы. Данная работа позволяет интегрировать материал по природе, населению, хозяйству страны; создать у обучающихся «образ страны», показать, как от особенностей природы данной страны зависит хозяйственная деятельность человека, как он влияет на природу.(Приложение 1)
- Составление логической схемы или опорного конспекта по теме.
Некоторые географические понятия очень сложно усваиваются обучающимися, многие из этих сложных явлений легче представить и понять, составив опорный конспект. Данная визуализация помогает школьникам целостно представить явление или объект, и затем они его с лёгкостью воспроизводят его. Особенно продуктивны опорные конспекты при изучении тем, объясняющих взаимосвязь природы и общества ( характеристика страны, региона, воздействие человека на природу).
Я предлагаю обучающимся самим составлять опорные схемы. Большинство успешно справляется с подобными заданиями. Учителю опорные схемы помогают представить весь изучаемый материал наглядно, обратив внимание детей на наиболее трудные его части; генерализировать учебный материал.
Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля. Обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся. Зрительное восприятие опорных конспектов (сигналов), воспроизведение их в тетрадях учащихся, устный рассказ по опоре развивают все виды памяти школьников. ЛОК (логико-опорные конспекты) и ЛОС (логико-опорные схемы) создают благоприятные условия для проверки усвоения учебного материала, позволяют вести четкий учет результатов усвоения каждой темы. (Приложение 2) (Приложение 3)
3) Составление таблицы, сопоставляющей природные и антропогенные объекты
Таблица является средством выделения главного, она помещает информацию в замкнутое пространство. При составлении таблиц ученик совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить материал, привести его в систему и графически обобщить.
Таблицы – «синтетический материал изучаемой темы», графическое изображение материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися.
Моё внимание к таблицам и схемам вызвано тем, что они не так часто используются на уроках географии, а если используются то, чаще всего в меловом изображении, плохо различимом на доске. Использование компьютера делает возможным осуществление новых подходов к применению этого методического материала.
Но самое главное то, что в конце прохождения темы ученики имеют в таблице ответы на многие вопросы, подлежащие регулярному повторению. И тогда при повторении они с удовольствием отвечают на вопросы.
Таблицы являются результатом работы учащихся с учителем, а также самостоятельной работы с учебником, атласом и контурными картами и являются важным фактором в реализации деятельностного подхода в обучении.
Составление таблицы способствует формированию географического мышления, показывает взаимосвязи между природными явлениями и социальными, и помогает школьнику обобщить, систематизировать и интегрировать материал. (Приложение 4)
4) Постановка проблемных вопросов и задач.
Сущность проблемного подхода состоит в том, что в ходе изучения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения использовать полученные ранее знания. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы ее решения или пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях. Противоречия между уже имеющимися знаниями и новым заданием преодолеваются самостоятельными умственными и практическими действиями творческого характера. Создается проблемная ситуация – психологическое состояние умственного затруднения ученика при решении учебной проблемы или вопроса, поставленного учителем.
Отдельным фактором является заинтересованность каждого учащегося в данной проблеме. Исходя из результатов, полученных после проведения проблемных уроков, можно выделить следующие критерии постановки проблемной ситуации на уроке:
1) эмоциональная окраска самого материала и формы его подачи, постоянное стремление вызвать у учащихся сопутствующие материалу эмоции, впоследствии переходящие в устойчивые чувства, которые во многом определяют наличие интереса;
2) опора на опыт и имеющиеся у учащегося знания и умения для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но и реально значимой;
3) творческий подход преподавателя к постановке проблемы, а также развитие творческого мышления учащихся (т.е. умения найти выход в нестандартных ситуациях).
4) учет возрастных и психологических особенностей учащихся при моделировании проблемной ситуации (Приложение 5).
Как видно из приведенных примеров проблемные вопросы заставляют школьников применять на практике полученные знания, творчески подходить к решению, позволяют увидеть комплексный характер географии.
5) Пазл технология.
Данный приём является авторским, разработан на основе опыта работы. Его идея заключается в собирании из фрагментов, частей –целого, при этом требуются определённые географические знания, умение представить картину в целом.
Игровые методы в школьной программе набирают большую популярность. Это связано не только с необходимостью активизации учебно-познавательной деятельности учеников, но и развитием таких способностей как внимательность, сосредоточенность, умений искать и анализировать полученную информацию.
Описание данного метода заключается в следующем: материал или понятие делится на отдельные пазлы, которые вместе по кусочкам собираются в одну общую картинку.
Задание педагог может варьировать в зависимости от целей и задач, поставленных в рамках урока. Ученики могут собирать итоговую картинку сами, отгадывать закодированный ответ или составлять рассказ, строить логическую цепочку, объяснять: почему детали картинки сложились именно в таком порядке и т.д.
Преимущества данного метода следующие: у детей раскрываются творческие способности на уроке, подключается воображение [4]; весь материал у учеников складывается наглядно в одну общую картинку, где они могут отследить, как одно понятие связано с другим. Отсюда метод «пазлы» можно также считать одним из методов визуализации.
Данный метод можно использовать при фронтальном, коллективном, групповом, парном и индивидуальном обучении. Следует обратить внимание, что при выборе той или иной формы, количество заготовок и содержание каждой заготовки будет меняться. Задания при работе с пазлом могут поменяться при выборе формы обучения. Учебный «пазл» можно составлять с учащимися на любой стадии изучения материала для любой возрастной группы.
Примеры - Пазл «Природные зоны России»
6) Творческие задания (рисунки, лепка, кулинария).
Творческие задания такого типа помогают визуализации полученных знаний, возбуждают у обучающихся интерес к предмету. Помогают обобщить и закрепить полученные знания.
Рисунок «Солнечная система», «Природные зоны»(Фото в приложении 6)
Лепка –«Внутреннее строение Земли» «Горы и равнины» «Пластилиновый вулкан» (Фото в приложении 7)
Кулинария «Блюда Африки» (что можно приготовить дома по африканским рецептам) …
7) интегрированные уроки
Процессы нагревания и излучения, испарения и конденсации, образования осадков, понятие веса, плотности, давления воздуха требуют знаний физики. Формирование почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и их взаимосвязь становится понятной лишь благодаря знаниям по биологии. При изучении минеральных полезных ископаемых, различного сырья для химических удобрений и знакомстве со способами обработки черных и цветных металлов, переработки нефти, газа необходимы знания по химии. География невозможна и без математики, когда надо произвести расчеты на определение расстояний между объектами, построить графики изменения солёности, температуры, установить продолжительность дня и ночи (освещенности) в зависимости от широты места, вычислить коэффициент увлажнения. География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. На каждом уроке можно найти связь с какой – либо дисциплиной.
Интегрированный урок (история + география):
"Индия".5-й класс
«Великие географические открытия».
«Освоение и заселение территории России».
«Религии мира».
Интегрированный урок (география+литература):
«По следам капитана Гранта» -6 класс
«Путешествие из Петербурга в Москву».
«Описание погодных явлений в творчестве А.С. Пушкина».
«Восточно-Европейская равнина».
«Африканские мотивы в поэзии Н.Гумилёва».
Интегрированный урок по географии и математике.:
"Математика в географии"
«Масштаб»;
«Температура воздуха".
Интегрированный урок по географии и обществознанию:
Демография России -9 класс
«Глобальные проблемы человечества».
«Формы государственного устройства».
«Цикличность развития экономики»
Интегрированный урок по географии и ОБЖ:.
«Неблагоприятные природные явления и стихийные бедствия»,
«Землетрясения»,
«Ориентирование на местности»,
«Азимут».
Интегрированный урок по географии и информатике:
«Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы»,
«Кавказ».
«Байкал – жемчужина России»,
«Антарктида – самый холодный материк Земли».
Урок по географии и искусству:
«Народные промыслы России».
Пример интегрированного урока (Конспект, презентация к уроку, ролик)
8) Краеведческая работа.
Особенностью краеведческого знания является его комплексность: оно охватывает своеобразие и богатство культуры, истории, географии региона, характеризует уклад жизни, традиции, быт, социальные нормы поведения, духовно-нравственные устои населения родного края. Краеведение - это своеобразный метод познания от частного к общему, от простого к сложному, выявления особенного в общем. Интерес к тому, что ближе, доступнее, - основа интереса к исследованию большого мира, что помогает составить общие представления о мире, о взаимосвязях явлений и времен, общества и природы.
На уроках географии краеведение играет большую роль, так как школьники совместно с учителем глубоко познают особенности природных условий, населения и хозяйства своей местности, что, несомненно, способствует успешности в изучении размещения и развития процессов, явлений не только на региональном уровне, но и на глобальном. Таким образом, краеведение на уроках географии - это, прежде всего, изучение географии окружающей местности.
Примеры краеведческой работы:
«Гербарий из школьного двора» -рассмотреть растения нашей природной зоны.
Исследовательская работа «Рекреационные ресурсы Борисоглебского городского округа» (Интеграция географии и краеведения) – более глубокое рассмотрение понятия климат, ландшафт, «рекреационные ресурсы». Можно на этом же уроке поднять экологическую проблему, рассмотреть вопрос экономической целесообразности различных проектов рекреационных объектов в данном районе.
9) создание проектов с использованием карт Google Maps
Считаю, что применение интерактивных электронных карт на уроке, позволит повысить его эффективность, сделает занятия более наглядными и интересными. Из своего опыта работы хотелось бы предложить сервис, который активизируют познавательную деятельность, вызывают у учащихся интерес к работе с картами.
Google Maps - сервис очень удобен в работе.
Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных. При работе с электронной картой можно:
-приближать участки земной поверхности для более детального рассмотрения,
- создавать рисунки, наносить надписи,
- на карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовой материал.
Примеры дополнительных заданий для учащихся:
Проект «Мой дом в картах Гугл» (5 класс)
Виртуальное путешествие с помощью карт Гугл -6 класс
«Изучение природных зон Земли с помощью карты гугл».( текст работы + презентация)-7 класс.
11) Но наиболее эффективным методом является исследовательская работа, которая даёт возможность не только реализовать свой творческий потенциал, но и углубиться в тему, изучить и применить научные приёмы, а учителю даёт возможность формировать интерес к географии у значительного количества учащихся и выделять из ученической среды активных, пытливых ребят, склонных к исследовательской деятельности.
Под моим руководством были проведены следующие исследовательские работы:
Рукавцов Никита «Рекреационные ресурсы Борисоглебского городского округа" (Текст работы+презентация) (Интеграция географии и краеведения)
Говорухин Данила "Создание карты маршрута путешествия по роману Жюля Верна «Дети капитана Гранта»"(Текст работы + презентация) (Интеграция географии и литературы)
Говорухин Данила "Изучение природных зон Земли с помощью карт Google" (Текст работы + презентация) (Интеграция ландшафтоведения и картографии)
Завалюев Денис «Мой Род – земли связующая нить» (текст работы+ приложение) (интеграция географии и истории семьи)
Ни один предмет в школе не дает таких широких практических навыков, которые готовили бы человека к жизни, как география. Без географических знаний современный и будущий гражданин не способен ориентироваться в быстро развивающемся мире, воспринимать информацию со страниц газет, Интернета, телепередач. Поэтому внедрение новых методик, особенно интеграционных, в преподавании географии – назревшая необходимость сегодняшнего дня.