География является одним из наиболее необходимых предметов в школе, которая способствует формированию целостного представления об окружающей среде. Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического обучения и воспитания учащихся на всех уровнях школьного обучения. География, будучи междисциплинарным и интегрированным предметом, изучает, как окружающую среду и социум, так и демографию, этнографию, географию транспорта, туризма, религий, культуры и многие другие направления.
Учащийся должен создать, если так можно выразиться, «умственный образ» страны, территории, т.е. мысленно представить себе конкретную и верную картину ее природы, и жизни. Такой образ никогда не изгладится из памяти" - писал А.С.Барков1.
Согласно В.П. Максаковскому2, понятие «географическая культура» включает 4 компонента: географическую картину мира, географическое мышление, методы географических исследований и язык географии.
Географическая картина мира лежит на стыке естественно-научной и общественно-научной картин мира и по А.М. Колотиевскому разделяется на физико-географическую, биогеографическую и социогеографическую картины мира. «Географическое мышление – это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту, и, во-вторых, связное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного «элемента» или одной «отрасли», иначе говоря, играющее аккордами, а не одним пальчиком» (Баранский3).
Э.Б. Алаев4 предложил «триединое» толкование географического мышления (территориальность, комплексность, конкретность).
Результаты анализа психолого-педагогической и методической литературы позволили сделать вывод о том, что целостной системы формирования географического мышления не существует. Есть только определение понятия «Географическое мышление». И сформулирован основной подход к его формированию, который заключается в выполнении комплексных, обобщающих заданий, которые должны сформировать так называемый «образ территории» у обучающихся.
Я считаю, что наиболее перспективный подход в формировании географического мышления состоит в сфере изучения взаимоотношений «природы» и «общества». Т.е. изучение этих взаимоотношений и приведёт к формированию географического мышления.
На основе анализа методической и научной литературы мною выявлено, что степень интеграции в физической географии гораздо выше, чем в общественной. Так в физической географии есть такие общегеографические понятия, как географическая оболочка, геосистема, ландшафт; есть общегеографические закономерности: широтная зональность, высотная поясность, ритмика природных процессов, которые влияют на социальную и экономическую сферу. Изучение этих понятий и закономерностей обязательно повысит уровень географического мышления обучающихся.
Существуют эффективные интеграционные направления в географии:
- Изучение карты как обобщённого изображения территории. Сопоставление физических и хозяйственных, социальных карт.
- Комплексные характеристики стран и районов.
- Изучение экологической, исторической географии, ресурсоведения, страноведения.
- Изучение антропогенных воздействий на ландшафт.
- Изучение природных комплексов в интересах человека, их всестороннюю и экологическую оценку( с точки зрения развития в них с/х, дорожного строительства, охраны здоровья, рекреации, мелиорации).
- Влияние природы на человека и его хозяйственную деятельность.
Изучение данных направлений в географии позволяет учителю сформировать модель выпускника основного и среднего общего образования, владеющего следующими компетенциями:
_____________________________________________________________
1 Барков А. С. Вопросы методики и истории географии (избранные работы). — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961 г.
2 В.П. Максаковский. Географическая культура: учебник для вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
3. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. — М.: Учпедгиз, 1960 (2-е изд. — 1990).
4. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь М.: Мысль 1983.