Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 12

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Среда, 22.01.2025, 06:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя географии 
Завалюевой Надежды Викторовны  


Главная | Регистрация | Вход
Теоретико-методологическое обоснование работы


 

  География является одним из наиболее необходимых предметов в школе, которая способствует формированию целостного представления об окружающей среде. Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического обучения и воспитания учащихся на всех уровнях школьного обучения. География, будучи междисциплинарным и интегрированным предметом, изучает, как окружающую среду и социум, так и демографию, этнографию, географию транспорта, туризма, религий, культуры и многие другие направления.

    Учащийся должен создать, если так можно выразиться, «умственный образ» страны, территории, т.е. мысленно представить себе конкретную и верную картину ее природы, и жизни. Такой образ никогда не изгладится из памяти" - писал А.С.Барков1.

    Согласно В.П. Максаковскому2, понятие «географическая культура» включает 4 компонента: географическую картину мира, географическое мышление, методы географических исследований и язык географии.

    Географическая картина мира лежит на стыке естественно-научной и общественно-научной картин мира и по А.М. Колотиевскому разделяется на физико-географическую, биогеографическую и социогеографическую картины мира. «Географическое мышление – это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту, и, во-вторых, связное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного «элемента» или одной «отрасли», иначе говоря, играющее аккордами, а не одним пальчиком» (Баранский3).

    Э.Б. Алаев4 предложил «триединое» толкование географического мышления (территориальность, комплексность, конкретность).

    Результаты анализа психолого-педагогической и методической литературы позволили сделать вывод о том, что целостной системы формирования географического мышления не существует. Есть только определение понятия «Географическое мышление». И сформулирован основной подход к его формированию, который заключается в выполнении комплексных, обобщающих заданий, которые должны сформировать так называемый «образ территории» у обучающихся.

    Я считаю, что наиболее перспективный подход в формировании географического мышления состоит в сфере изучения взаимоотношений «природы» и «общества». Т.е. изучение этих взаимоотношений и приведёт к формированию географического мышления.

    На основе анализа методической и научной литературы мною выявлено, что степень интеграции в физической географии гораздо выше, чем в общественной. Так в физической географии есть такие общегеографические понятия, как географическая оболочка, геосистема, ландшафт; есть общегеографические закономерности: широтная зональность, высотная поясность, ритмика природных процессов, которые влияют на социальную и экономическую сферу. Изучение этих понятий и закономерностей обязательно повысит уровень географического мышления обучающихся.

   Существуют эффективные интеграционные направления в географии:

  1. Изучение карты как обобщённого изображения территории. Сопоставление физических и хозяйственных, социальных карт.
  2. Комплексные характеристики стран и районов.
  3. Изучение экологической, исторической географии, ресурсоведения, страноведения.
  4. Изучение антропогенных воздействий на ландшафт.
  5. Изучение природных комплексов в интересах человека, их всестороннюю и экологическую оценку( с точки зрения развития в них с/х, дорожного строительства, охраны здоровья, рекреации, мелиорации).
  6. Влияние природы на человека и его хозяйственную деятельность.

Изучение данных направлений в географии позволяет учителю сформировать модель выпускника основного и среднего общего образования, владеющего следующими компетенциями:

_____________________________________________________________

1 Барков А. С. Вопросы методики и истории географии (избранные работы). — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961 г.

2 В.П. Максаковский. Географическая культура: учебник для вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

3. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. — М.: Учпедгиз, 1960 (2-е изд. — 1990).

4. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь М.: Мысль 1983.

 

                                                 


Copyright MyCorp © 2025