Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 13

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 29.06.2025, 11:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя географии 
Завалюевой Надежды Викторовны  


Главная | Регистрация | Вход
Введение. Обоснование актуальности концепции.


  Комплексный характер предмета «География" не позволяет чётко выделить место предмета в системе образования. В проекте «Концепции развития географического образования в Российской Федерации» прямо говорится об этом противоречии «Действующим базисным учебным планом география как учебная дисциплина включена в учебную область «Общественные науки», в то время как содержание предмета в значительной степени соответствует области естественно - научных дисциплин. Синтетический, междисциплинарный характер географической науки является основанием для её включения как в общественно - научную, так и в естественно - научную образовательные области.»

    Таким образом, география признаётся «глобальной» наукой, которая должна соединить в себе разрозненные знания по многим другим дисциплинам и сформировать у учащихся целостную картину мира. На деле же эта «важнейшая интеграционная, межпредметная функция географии, позволяющая акцентировать географическую составляющую современных геополитических, геоэкологических, социальных и экономических процессов, способствующая повышению предметной учебной мотивации и интереса к изучению географии среди учащихся» никак не реализуется. А само географическое образование имеет массу острых проблем: «явно недостаточное внимание уделено географии человеческой деятельности, недооценено значение проведения школьниками комплексных междисциплинарных конструктивно-географических исследований … недостаточно используются практикоориентированные технологии (в т.ч. базовые для географии геоинформационные и дистанционные), основанные на проектно-исследовательской, игровой, коммуникативной, самостоятельной деятельности, позволяющие обучить ключевым умениям и навыкам, таким как проведение опытов, многофакторного анализа, выявление причинно-следственных связей, прогнозирование, создание моделей развития территории, природопользования, зеленой экономики.1»

   При этом одним из требований ФГОС является «формирование целостной научной картины мира» или точнее «формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира». Я бы уточнила - «географическое многообразие», т.к. без знания географии представить себе всё это разнообразие и, что самое главное, понять его причины, просто невозможно. География, связывая природные, социальные и исторические процессы воедино, даёт учителю великолепный шанс сформировать у учащегося именно целостное представление об окружающем мире.

   Следовательно, значение географии состоит в том, что это единственная дисциплина, относящаяся одновременно и к естественным, и к общественным наукам. Широкий охват проблем взаимодействия природы, населения и хозяйства (общества) позволяет ей:

1) комплексно рассматривать среду обитания (жизненное пространство) человечества, знакомя учащихся, с тем как живут и хозяйствуют люди в разных географических условиях;

2) формировать восприятие мира не в виде набора отдельных природных или общественных компонентов, а в виде четкой иерархии целостных территориальных природно-общественных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

    Главную роль в формировании этого целостного представления должен играть интеграционный подход. Интеграция должна происходить прежде всего внутри предмета «География», а именно физическая и общественная география должны преподаваться взаимосвязано. Так как главный разрыв наметился именно между обществом и природой. Связать эти два элемента воедино, показать их взаимосвязь и взаимозависимость и есть главная задача географа.

   Обоснование и осмысление актуальности данной проблемы позволили сформулировать тему моей работы: «Комплексный характер предмета «География» как средство формирования географического мышления».

  Цель моей работы состоит в повышении эффективности географической подготовки учащихся при системном формировании целостного представления о мире в процессе изучения школьного курса «География».

  Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1) изучить научную литературу по данной тематике;

2) выявить, систематизировать и апробировать методы формирования географического мышления;

3) выявить результативные методы формирования географического мышления через мониторинг учебных достижений.

 

                

 


Copyright MyCorp © 2025